Получив серьезную травму, юная гимнастка вынуждена прекратить выступления. Однако большой спорт травмировал ее не только физически, но и нравственно.
Бывшая чемпионка, избалованная славой, не может сжиться с мыслью, что теперь она — обычная школьница. Стремление самоутвердиться толкает ее на необдуманные и жестокие поступки…. Это слова песни, которую я в далёком уже детстве слышал в исполнении популярного Отечественного певца Валерия Леонтьева. Я, увы, не знаю ни автора слов, ни автора музыки, но уверенно готов сказать, что строки этой песни очень хорошо отображают сюжет фильма «Куколка», который я в первый раз посмотрел вскоре после его выхода в 1989 году.

С тех пор минуло уже более 20 лет! Как быстро проносятся годы! За это время не то, что выросло уже целое поколение, само государство СССР прекратило своё существование.

И тем не менее история гимнастки Тани Серебряковой, рассказанная в фильме актуальна и сегодня!

Что хотелось бы сказать прежде всего. Возможно, некоторые уважаемые участники форума и не согласятся с моей позицией, но я всего лишь выношу её на всеобщее обсуждение. Далее решайте сами!

На мой взгляд героиню фильма — бывшую гимнастку, экс чемпионку мира нельзя вообще расценивать, как отрицательный персонаж и подвергать какой-либо критике. А это проскальзывает даже в официальной аннотации к фильму.

Почему? Подумайте сами: Таня Серебрякова — человек лишённый по сути дела и детства и отрочества и юности. Сама среда обитания в которой она выросла столь сильно непохожа на привычный нам уклад жизни, что сам человек появившийся из этой скрытой от нашего понимания среды кажется нам уже каким-то не слишком вменяемым. А Таня — хрупкая миниатюрная девочка, вырванная из-под родительской опеки ещё в самом несознательном возрасте. Вспомните самые первые кадры фильма — хронику из СДЮШОР. Что пришло на смену материнской ласке? Бесконечные тренировки, нормативы и суровые требовательные тренера! Только профессиональные спортсмены знают — что это такое! Для рядового обывателя эта жизнь скрыта за стенами спортивных школ, где дети подобные Тане методично превращаются в машины для достижения спортивных рекордов. И это не вымысел, а факт!

И что мы видим в итоге: Таня Серебрякова — уже заранее является человеком с искажённой психикой и мировоззрением. О физическом её состоянии я уже не говорю!

Вся её жизнедеятельность сводится лишь к одной цели: добиться максимальных результатов в своём виде спорта. И всё! Кто, скажите на милость, подсказывал Тане, как строится социум и людские отношения за стенами СДЮШОР? Кто готовил её к этому?

Полагаю, что такие занятия в спортшколе не проводились.

А итог мы видим в процессе фильма. Таня уже пережила страшную душевную травму лишившись в одночасье своей единственной цели в жизни, к которой её готовили с самых детских лет. Поэтому все дальнейшие её поступки среди рядовых сверстников не могут быть подвержены критике. Таня просто не готова к этой жизни и пытается вести себя так, как вела общаясь с профессионалами и мастерами по спортивной гимнастике — единственным её окружением многие годы. Да, со стороны её поступки кажутся иногда вызывающими и жестокими, но кто ей внятно и толково объяснил, что она поступает не верно?

Классная руководительница в своей беседе после уроков? Едва ли! Эта беседа больше похожа на нравоучения недобросовестной ученице. Именно поэтому Серебрякова воспринимает его «в штыки». А иного исхода и быть не может.

Она не хуже и не лучше, чем её сверстники из общеобразовательной школы. Она просто, ДРУГАЯ! А разве можно судить человека за то, что он не такой, как все? За то что он — белая ворона, в своём роде!

Чтобы понять это просто стоит посмотреть на фильм несколько глубже! Заглянуть в межкадровое пространство, чтобы понять всю обречённость ситуации в которой оказалась главная героиня фильма.

Да, финал страшен, жесток, ужасен! Но он, в чём-то логичен. Иначе не могло сложится. Таня изначально была обречена на срыв. Жить вопреки устоявшейся системе и ежедневно грести против течения — очень непростая задача. Олимпийское Золото — пустяки по сравнению с этим.

Таково моё толкование этой кинокартины!

А дальше? Что может быть дальше? Жизнь со всеми её непредсказуемыми поворотами и сложностями. Травма Серебряковой НЕ смертельна. И это уже реальное заключение врача-травматолога с которым я обсуждал этот фильм. Да, травма страшная, но — человек после неё продолжает жить и более того, добавлю, остаётся шанс на выздоровление! Пусть он минимален, но он есть! А если так, то Таня непременно уцепится за этот шанс и сможет вытянуть себя из состояния полного инвалида. Это в её характере! Она стойкий человек и способна выдержать это страшное испытание!

Кто-то сравнил историю Серебряковой с трагической историей Елены Мухиной. Нет! Там всё несколько иначе! Читайте точенее историю Елены Мухиной в Интернете и внимательнее смотрите фильм — линии этих героинь различаются. Я больше склонен сравнить Судьбу Тани Серебряковой с судьбой известного тяжелоатлета Валентина Дикуля! Почитайте про него, уважаемые форумчане, и вам станет понятнее моя точка зрения!

Я мог бы продолжать свой рассказ и дальше, но и так написал немало. Тяжело прочитать всё и сразу. А раз такое дело — пишите мне на емайл: photomaster76@bk.ru с удовольствием ознакомлюсь с вашими взглядами на этот фильм и поспорю или, наоборот, соглашусь с ними! Но, отвечу всем, кому небезразлична эта тема!

В заключении добавлю, что мною ведётся работа над повестью, написанной по мотивам фильма «Куколка» и являющейся продолжением истории Тани Серебряковой.

У этой истории есть продолжение, и ставить точку на главной героине слишком рано. Режиссёром Исааком Фридбергом в фильме умышленно поставлено многоточие.

Как говорится: продолжение следует!

С уважением, Михаил.
. Пустота, малыш. Ты не должен ее бояться. С самого начала она заполняет всех от мала до велика. А мы должны заполнить ее. Кто чем сможет. Самое главное — не ошибиться, ты ведь понимаешь, о чем я?

У этой девочки тоже внутри вначале была пустота. Зато ее ручки, ножки и спинка могли гнуться во все стороны. Зато ее тело могло терпеть чрезвычайно сильную боль. Зато ее глазки были прекрасны точно кукольные. Ты не должен бояться кукольных глаз, малыш, они не причинят тебе вреда, они пусты, как и все мы были когда-то, впрочем, я тебе об этом уже говорил.

Их было трое — классический треугольник. Всех остальных Фридберг сводит до уровня стада — серых, неприметных, сливающихся друг с другом в одну сплошную массу цвета тумана, промозгло-сырую, податливую и необязательную. Пытаясь сотворить продукт эпохи, вдосталь наполняя кадр всем, что попадается под руку, пока он гуляет по маленьким переулкам своих личных восьмидесятых, он вдруг получает то, на что и не надеялся — немного вечности. Мальчик, влюбившийся в учительницу, учительница, влюбленная в свою грусть, наша с тобой девочка, влюбившаяся в мальчика, наша с тобой девочка, влюбившаяся в учительницу, мальчик, влюбившийся в любовь девочки и грусть учительницы, учительница, влюбившаяся в девочкину боль… я разве не сказал тебе? Она была такая пустая, пока не встретила своего Мастера. Он-то и превратил ее в того, кем она стала — в маленькое прекрасное чудовище, заполняя ее болью, болью, ничем, кроме боли, ничем, кроме того, что вмещает в себя боль и несет ее одним из своих основных компонентов. В монстра, который ничего не мог отдать, кроме боли, который ничего не мог принять, кроме боли. Урод с глазами куклы, вмещающими боль, которую она просто переводила из одной формы в другую — физическую в душевную — легко, ибо вторую-то куда сложнее терпеть. А гимнастическое бревно такое узкое-узкое…

Кто-то должен ответить за выброшенные на обочину человеческие игрушки. А если нет, они встают и начинают жить сами по себе. Пиноккио всегда хочет стать человеком. Такая странная болезнь. Кто-то виноват, наверное: Мастер, заставивший танцевать так не вовремя, связка на позвоночнике так не вовремя лопнувшая, девочка, так не вовремя повзрослевшая, мама, так не вовремя оставшаяся ребенком, мальчик, так не вовремя ставший хорошим, педагог, так не вовремя уставший от жизни… кто-то всегда виноват. Давай подумаем, что это все-таки связка? Ее в любом случае уже нет — один грубый неподвижный рубец. А под ним снова пустота. Ты больше не боишься?

Правильно, бояться нечего, нужно всего лишь заполнить себя чем-то другим… этой историей, например. Всего 135 минут, так похожих на жизнь… и которые очень быстро закончатся. Ну что, малыш, полетели? Нам пора.
. Классический представитель перестроечного кино — бессмысленный, беспощадный к зрителю, с претензией на глубинную мораль фильм «Куколка». Одну более-менее полезную мысль отсюда вынести можно — не делай подлянок тем, кто тебе добра желает. Но эта мысль давно уже не нова, и она не спасает творение величайшего гения режиссуры Исаака Фридберга (кто-нибудь знает, кто это вообще такой?).

Эпизодичный и дёрганый сюжет, отвратительная операторская работа, нелепые диалоги (особенно в которых затрагивается тема любви — любому здравомыслящему и смотрящему на мир своими глазами, а не через мутные очки, человеку они покажутся смешными и нелепыми), мерзкий, временами скрежещущий и скрипящий саунд… Далеко не полный список минусов этого фильма, скажем так, он весь — сплошной минус. Пожалуй, только актёры сыграли неплохо, но из-за бредовости их ролей и речей этот плюс превращается в ноль. Стоит отметить также убийственный сценарий, в котором девчонка-чемпионка всех побеждает и захватывает власть в классе, превращая всех в своих рабов, а её холивар с учительницей заслуживает отдельной статьи в энциклопедии бреда.

Вывод: если вы случайно нашли этот фильм, как я, не смотрите, если не хотите уснуть или потратить 2 часа драгоценного времени. И не стоит смотреть на рейтинг и на положительные рецензии — фильм оценили аж 750 человек, а ежели его оценят хотя бы тысяч 10 — вердикт будет аналогичен моему:

2 из 10
. Таня Серебрикова — девочка сила, девочка холод, девочка, у которой нет времени ни на книги, ни на мальчиков. Все в ее жизни крутится только вокруг гимнастики и большого спорта. 10 лет она день за днем напрягала свое тело и свою детскую, неустаявшуюся психику. И тут, вынуждена покинуть большой спорт, и резко начать жить обычной девчячей жизней. Носить юбки, кушать мамины пирожки и влюбляться в мальчиков.

Начнем с того, что ни первое, ни второе, даже ни третье, ее так и не приблизило ни к классу, ни к матери. Она остается на протяжении всего фильма холодной, жестокой, грубой, девочкой, которая не напоминает девочку. Зайдя в класс, она сразу, не скрывая, показывает, кто она, и какой имеет характер. Показывает свою жизненную позицию, и то, что ей откровенно не нравится. Мне это поначалу нравилось, потому как, кто из молодых людей, шестнадцатилетнего возраста может так открыто и ясно все высказывать и делать. Защищая себя и других ребят в классе, она тоже поначалу, завоевала мое одобрение. Но в последствии было видно, что «Танюша» девочка не простая и психически неуравновешенная. Все в классе она начинает подминать под себя, отличника, который делает ей все уроки, хулиганов, которые всегда готовы прийти к ней на выручку. Елене, классной руководительнице 9Б класса, она открыто говорит, что я, за свои 16 лет, добилась и повидала столько всего, сколько вы за свою жизнь даже не слышали. Ее жестокость и нелогичность, на первый взгляд, в действиях, ужасает. То она грубит Елене, то голосует за то, чтобы она осталась ее классным руководителем. То снова, ярко и демонстративно игнорирует душераздирающую историю, которую со слезами на глазах и с дрожью в голосе рассказывает классная руководительница. Что она говорила? Это не так важно. Важно то, какой вывод она сделала, обращаясь к Тане, что той захотелось поскорее заткнуть уши. «Ломать чужие судьбы легко. Но все в этом мире связанно, и если ты ломаешь чужую судьбу, то завтра кто-нибудь сломает твою.»

Стоит выделить любовь Тани к своему однокласснику Леше. Безответная, несчастная любовь, в конец ломает девочку, она, понимая, что Леша испытывает симпатию к Елене, начинает мстить и учительнице и ему одновременно. И тут же, рядом с местью, она поддерживает мнение Леши. Только потому, что любит его. Потом, снова, какая-то истеричная непостоянность, подставляет его с этим МР3. Весь фильм только и видно, как эта чемпионка беситься и не может найти себе покоя. От чего? Каждый ее одноклассник, в том числе и классная руководительница всем своим существом напоминают ей, что теперь она обычная, что теперь она никто, часть стада, не индивидуальность, и ничто. Ее мучает прошлое, она делает дома сальто, растягивается, смотрит видео своих выступлений, растягивает и мучает куклу. Ее жестокость, над собой и другими не знает границ, и в первую очередь это потому, что она воспитывалась в железной, бетонной дисциплине, где отточенность движений и жесткость ноги, берет вверх, над простыми человеческими чувствами.

Единственный выход в ее жизни- это идти, и падать, падать, падать. Раз за разом, падать спиной на мат и вместе с позвоночником ломать свою судьбу. Ломать ее с криками, грохотом, с одышкой. Таню увозит скорая, и, внимание, за машиной с красным крестом, бежит Леша. Которому она, после признания в любви, сказала: « Ты еще за мной бегать будешь. На корячках ко мне приползешь.» и вот, он и правда бежит за ней. Она добилась всего, чего хотела. Каждый ее одноклассник запомнит ее навсегда, каждый учитель. Она остается индивидуальностью. Ну а Леша бежал, так бежал, так отчаянно и искренне смотрел на нее через окно, почему? Из-за чувства вины, или от жалости? А мне кажется от настоящей любви, и даже уважения. Безграничного уважения. Как бы она не бесилась, как бы плохо ей не было, она предпочла остаться парализованной, чем обычной сплетницей, курящей в туалете, и снимающей серьги, когда директор входит в кабинет.

Почему «Куколка»? Да потому, что она, одевающая джинсы и брюки, немногословная, резкая, и неласковая, настоящая куколка. Куколка, которая должна вечно поддерживать себя в форме, часами сидеть на шпагате. Она, та самая куколка, с синими волосами. Хрупкая и нежная внутри, как ее позвоночник, но внешне не смеющая плакать и даже жаловаться. Она то самое воплощение воли, целеустремленности и жесткости в девичьем, хрупком теле Куколки.
. Безусловно фильм великолепен. И никаких НО не последует.

Возможно столь однозначное мнение связано с тем, что фильм мой любимый. Возможно с тем, что он близок мне по духу и показанная история близка не только на словах…

Но одно могу сказать точно — фильм представляет собой прекрасную картину жизни. Разумеется спортивной жизни.

Не могу не отметить очень, на мой взгляд, интересную постановку. Ведь фильм начинается с интервью главной героини, а так же документальных кадров тренировок.

Игра актеров не вызывает никаких нареканий. Наоборот — с их помощью настолько вживаешься в фильм, настолько сопереживаешь героине, что после просмотра остается ощущение какой то нехватки. Словно ты неожиданно проснулся, словно тебя вытащили из какой то истории…

Можно много говорить о неоднозначности сцен и их значении… Но я считаю, лучше всех поймут те — кто знал и испытал подобное…

10 из 10
.  — ещё один образец сложного, я бы даже сказал, арт-хаусного кино про проблемную молодёжь конца 80-х. На экране мы видим молодую спортсменку Таню Серебрякову — настоящего мастер-спорта по спортивной гимнастике в свои шестнадцать, и настоящую звезду в мире спорта. Но… в жизни бывает всякое, и Таня, получив травму, покидает этот манящий мир, и становится обыкновенной школьницей со своими замашками и гордо поднятой головой.

В течение всей картины мы видим, как эта хрупкая (внешне) девочка со стальным характером строит всех — и одноклассников, и учителей, и своего классного руководителя. Последняя, не привыкшая к такому хамскому поведению со стороны своих любимцев, пытается понять Таню и даже закрыть глаза на её характер, однако эта девица, выросшая и воспитанная в среде взрослых, продолжает испытывать терпение Ирины Михайловны, и делать её и жизнь своих одноклассников невыносимой.
 — «почему и за что?». За что Серебрякова так обращается с людьми? За что она мстит совершенно невиноватым в её травме людям? Откуда в такой красивой девочке столько яда? Почему Таня настолько ненавидит всех, кто не имеет никакого отношения к её проблеме? Найдём ли мы ответы на эти риторические вопросы или нет — узнаете в конце фильма. Впрочем,
картины — логичен и открыт. Мы видим, как поверженная богиня спорта оказывается обыкновенной девочкой со своими страхами и слезами. В сложившейся ситуации отношение зрителя к Серебряковой кардинально меняется от ненависти и раздражения к несоизмеримой жалости.

й удивляет. Настолько прекрасно отыграть, в общем-то, в чём-то биографическую роль — это надо уметь! Причём, Света — не актриса. Очень жаль, что у неё не сложилось с актёрской карьерой так же, как и со спортивной, но свой вклад в историю советского кино она, безусловно, внесла. Ещё один немаловажный персонаж — классный руководитель, Ирина Михайловна в исполнении прекрасной, ныне покойной,
. У неё даже внешность такая… ранимая, что ещё больше усилило всю трогательность персонажа.
в роли тренера великолепен, хотя я его воспринимаю, в основном, как режиссёра. Ещё молодой, статный, в какой-то мере суровый, он великолепно вошёл в роль наставника Тани Серебряковой.

Фильм держит в напряжении до самых финальных титров, правда, нужно выждать небольшую затянутость в самом начале, во время диалога Тани с интервьюером. До вершины — «Дорогой Елены Сергеевны» — немного не дотянул, но советую всем:
. В городе Москве у телевизора

Плачет мама этого гиганта…

Так кончается стихотворение Роберта Рождественского про «битву гимнастических гигантов», у которых «с ростом небогато». В этих трогательных стихах заложена грустная улыбка. Иначе и невозможно относиться к гимнасткам, которые, в большинстве своём, совсем подростки. Улыбка — потому, что, как ни крути, женская гимнастика — это всё-таки один из тех аспектов, в которых мы впереди планеты всей. А грустинка — потому, что, мягко говоря, трудно позавидовать биороботу, запрограммированному на рекорды, не снившиеся и древнегреческим героям, чьими отцами считались олимпийские боги! Если не получишь чудовищной травмы, уродующей твою плоть, ты всё равно, едва вступив в молодость, когда обычные люди только начинают карьеру, вынужден будешь целую страницу в жизни закрыть! Потому что волей-неволей уступишь место новым подросткам, наступающим тебе на пятки. И куда ты тогда будешь себя девать — вопрос, конечно, интересный…

Интересный, но несмертельный. Отбрасывая нахлынувшие эмоции, ты понимаешь, что многие, а не только гимнастки, вынуждены как-то жить с вынужденным ранним завершением карьеры. Те же военные. Сколько из них, выйдя на раннюю заслуженную пенсию, запивают по-чёрному, потому что им, людям немного подросткового склада (потому что, в глубине души, они подменяют родную семью, в частности мать, Родиной, которой нужно отдавать сыновний долг, любить и защищать её), претит, после честной воинской службы, охранять какие-то глупые склады, учить обормотов ОБЖ или стеречь зэков в колониях-поселениях.

Вообще, те, кто с пеной у рта отстаивают доброе имя этой самой «куколки», наверняка подзабыли фильмы, где, Джон Рэмбо (таких произведений немало, поэтому имя героя условное) возвращается с войны, но его бой продолжается уже в условиях мирной жизни. И вроде как те, кого старый солдат, чья психопатия после выживания в аду несомненна, убил в своём, что называется, асимметричном ответе, подпадают под выражение «собакам собачья смерть». А сам Рэмбо — герой априори, и симпатия всегда на его стороне. Но так ли это? Элементарные ответы. В случае с «ветераном»: самосуд — сам по себе дело подсудное, а если ты профессионально убиваешь и имеешь богатейший боевой опыт, так это ещё и отягчающее обстоятельство. А в случае с «куколкой»: есть такое понятие — «неспортивное поведение», и ты, как спортсменка, прекрасно знаешь, что в первую очередь надо уметь держать свои эмоции в кулаке! Эти элементарные ответы убийственны для почитателей Рэмбо и «куколок».

Сам я, открывая для себя фильм талантливого литовского еврея Исаака Фридберга и помня потрясающие впечатления от его ранее просмотренного мной фильма «Прогулка по эшафоту», рассчитывал посмотреть кино о том, как подростку захватить власть среди сверстников. Я смотрел эстонский киношок «Класс» и читал книгу Железникова «Чучело» (хотя фильм тоже смотрел, он для меня не сравнится с книгой). Смотрел и недавний норвежский эксплуатационный фильм с похабным названием «Faa meg paa, for faen!». Одним словом, про изгоев знаю достаточно. А вот про лидеров, напротив, — практически ничего, если не считать довольно спорного фильма «Розыгрыш» (новый); но не очень-то ясно, про кого там в большей степени: про лохушку, про лыцаря или про незадачливого мажорика. В истории про Таню, вынужденную спуститься с Олимпа и обретаться в простенькой среде, я ожидал увидеть эпичную войну с хулиганьём и перепалки с учителями. Но, только начав смотреть, я понял, что кино вообще не об этом…

Оно гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. … Конечно, теперь мы можем свысока посмотреть на всех этих либералов конца 80-х и укоризненно говорить им: не долго музыка играла, зря вы надеялись на Wind of Change! Но тогда-то люди верили в скорую победу демократии, и как можно упрекнуть их за это?! Другое дело, что когда «непонятная свобода обручем сдавила грудь», неизбежно обнажился срам… Как и в «Прогулке по эшафоту», в которой он снимет через некоторое время молодую пару Дроздову и Певцова, Фридберг в «Куколке» одним из первых показал любовь земную, как она есть. Как и многие его современники, почуявшие, что «стало всё можно», он не преминул в это время начала разложения нравов снять скабрёзную сцену. Оставим вышеупомянутых Дроздову и Певцова в покое: в конце концов, они и так встречались, к тому же в 1992 г. всё ещё больше усугубилось, чем в 1988. Но в «Куколке» всё действительно снято так деликатно, что комар носа не подточит! Разве что с декадентской музыкой (и это Давид Тухманов?!) и на такую острую тему (учительница с учеником взяли да и полюбили друг друга — а ведь при советском непререкаемом авторитете учительства и «Уроки французского» некогда казались чем-то дерзновенным!).

Кстати, уж если в среде поклонников этого фильма принято так ругать учительницу. Ответьте мне, чем она заслужила такое предубеждение. Разве что тем, что не выработала здоровой доли пофигизма, как пожилая завуч и корректный директор. (Для которых главное, что в их школе учится сама звезда отечественной гимнастики, а то, что эта мировая знаменитость неслабо зазвездилась, так это ей простительно). В остальном она безупречна. Просто фея, а не учительница. Образец воспитанности, честности и владения собой. Женщина с любовной травмой находит в себе силы не опуститься до состояния не следящей за собой тётки, а наоборот — нести юным душам добро, тихую грусть и, если угодно, долготерпение. Не её вина, что классу глубоко плевать на неё. Труд учителя вообще редко бывает по-настоящему вознаграждён. Вполне допускаю, что после кошмарного скандала со стервозной гимнасткой, показавшей самой себе, собственной родительнице и всему свету кузькину мать, безобидную учительницу свой же педколлектив со свету сживёт. Отношения в учительской, бывает, по накалу страстей далеко позади оставляют самые зверские побоища в хулиганских классах… Но если хотя бы один парень, пусть и имеющий все шансы стать бандитом (впереди 90-е), зато ступающий гордо, по-мужски, и никогда даром слова не обронивший, понял её в полной мере и оценил как женщину, — она уже не зря живёт в этом мире!

10 из 10
. Я не знакома с миром большого спорта, но Таню, главную героиню фильма
хорошо понимаю. Очень тяжело, когда ты старался, стремился, был полон сил и надежд, в конце концов, жил ради Мечты, той, во имя которой можно совершить невозможное… и вот, тебя выбрасывают, мол, извини, но ты нам уже не подходишь, крутись как хочешь. А ведь Таня
буквально дышала спортом, гимнастикой, это для неё не просто какое-то хобби, чтобы своё житьё-бытьё разбавлять во избежание тоски зелёной.

И в такой трудный момент ей никто не помог — ни друзья (кстати, а были ли они у неё? Их не показали, значит, не так уж сильно они ей хотели помочь, если и были), ни мать (которая, напротив, обрадовалась тому, что дочка больше не будет мотаться по соревнованиям), не говоря уже о коллективе в провинциальной школе, куда она пошла по возвращении домой.

Но сильный человек есть сильный человек, и он будет идти до последнего, чтобы доказать прежде всего самому себе, что он что-то собой да представляет. И неважно, будет он идти по дороге, усеянной лепестками роз, или же по трупам. Важно то, что он ещё способен бороться и верить в себя. Таня верит и справляется с жизненными невзгодами так, как умеет. Добивается внимания своего избранника тоже, как умеет. Если ещё учесть тот факт, что она одиночка, так уж сложилась судьба. Весьма выразительный и волевой персонаж. Заслуживает уважения.

Теперь — классный руководитель
. Не вызывает у меня ни малейшей симпатии. Настоящий педагог, учитель обязан не просто уметь читать мораль и обучать своему предмету, но ещё и быть тонким психологом по своей натуре. Тем более если перед ним подростки. Так вот, показанная в фильме молодая педагогиня, во-первых, идёт на поводу у стереотипов (
), во-вторых, «отмазывает» от милиции своего любимчика из класса (причём, попадался он за дело, за кражу, если я не ошибаюсь, а не просто по глупости), в-третьих, в целом она равнодушна к проблемам учеников своего класса, кроме пресловутого фаворита; и в-четвёртых, даже не пытается скрыть своё презрение по отношению к Тане…

Финал печальный, я бы даже сказала, трагичный. Остаётся только строить догадки, что будет дальше с этой немного опрометчивой гимнасткой, с её возлюбленным (который всё понял довольно поздно), с её друзьями из класса, полюбившими её за железный характер и такую пронзительную искренность…

Я вряд ли бы узнала и посмотрела эту замечательно реалистичную социальную драму, если б не вмешался господин Случай. А жаль. Жаль, что 
кино потонуло в болоте перестроечной чернухи да порнухи.

Если кто-то из не смотревших «Куколку» сейчас читает этот мой отзыв — обращаюсь к ним: ознакомьтесь с этим фильмом, он того стоит. Очень жизненный, жёсткий, но без чернухи и видимых преувеличений.
. Слишком сгущены краски. У показанной гимнастки вообще нет сердца. Обратите внимание, на неё никто не нападал. По словам Марии Засыпкиной (гимнастки-чемпионки, которая не так давно серьёзную травму получила), её в школе не любили. А тут?.. За что? Кто проявляет к героине агрессию? С самого начала агрессивна только она. Я понимаю, когда на тебя нападают, ты вынужден защищаться, но в данном случае героиня вела себя похабно. Чего она с тренером такая смелая не была, когда он её больную на ковёр пихал?…

Сначала думаешь, что все её выходки — это немой крик о помощи, но нет. «Кричащий о помощи» принимает эту самую помощь, которую предлагают. А в данном случае — это жажда власти. Я очень не хотела в это верить, но при пересмотре фильма, увы, иллюзий не осталось. Не нужна ей помощь. Героиня очень хорошо относится к себе ("чемпионка») и очень плохо — к остальным ("стадо», «средненькие»). И все поступки — от этого.

Пострадавших тут двое — учительница и этот самый Панов, которого героиня фильма «из великой любви» холодно и сознательно подводила под монастырь. Она же его в колонию запихнуть пыталась, почему никто этого не замечает? Провоцировала в лучших традициях слабака-Пятиэтажного. И опять — из-за чего? Он, что, как другие сопляки-мальчишки, разболтал всем о её признании? Он, манипулируя, использовал это против неё? Нет. Он просто один на один сказал ей «нет», и в этом его вина. А вся вина учительницы в том, что её любят.

Судя по тому, что побежал за скорой, Панов испытывает чувство вины. Но он тут ни в чём не виноват. Его жаль.

Жаль и учительницу, у неё явно будут большие неприятности из-за того, что во время её урока кто-то упрямый полез на бревно и сломал себе позвоночник.

По-моему, это не типичная гимнастка. Может быть, оттого эта девочка, игравшая, по её собственному признанию, себя, и получила в своё время травму спины. Надорвалась — слишком велики были амбиции. Вспомните Хоркину, Замолодчикову, Подкопаеву… Похожу они на роботов-убийц? Та же Дина Кочеткова — да, эмоций мало, но и ледяной агрессии нет, просто такой человек. Я ещё видела Гуцу и Богинскую. По собственному признанию Татьяны Гуцу, она стала олимпийской чемпионкой (1992) только потому, что «Света была рядом». Света — это Светлана Богинская, которую в своё время называли «королевой гимнастики». Может я путаю чего, конечно, мала была, но огромную публикацию в «Огоньке» с заголовком «Богиня» помню. И вот эта «богиня», которой из-за возраста высокие оценки уже не ставят, тащит на себе шестнадцатилетнюю малолетку. Это начисто рушит все «постройки» авторов фильма на тему «в спорте дружбы нет».

Что касается психологической травмы, которую получила героиня, неожиданно оставшись без большого спорта — так в спортивной гимнастике карьера заканчивается довольно рано. Максимум девочки выступают лет до 20-ти — конкуренция всегда была высока. И это не секрет. Так что время возвращения героини к «неспортивной» жизни было не за горами. И она об этом не могла не знать и не думать, что будет потом.

Да, с самого начала фильма идёт предвзятое отношение к спортивной гимнастике. Режиссёра явно пугают гимнастические тренировки.

Герой Меньшова — это конкретный гад-тренер, не все такие. Вести ребёнка много лет и вдруг вот так похабно выкинуть… Пилкин, например, из-за Хоркиной очень много чего выдержал.

В те времена модно было снимать такое кино.

Несмотря на противоречия — 

10 из 10

и смотреть, безусловно, стоит. Очень хороший фильм. Есть о чём подумать. Огромное спасибо всем создателям фильма.
. До этого фильма я не знала, что у нас умеют снимать сюрреализм. Да еще так тонко — построив этот сюрреализм исключительно на звуковом сопровождении фильма.

Добро пожаловать в реальный мир, по-юношески честная, но зарвавшаяся спортсменка Таня. Добро пожаловать в реальный мир, интеллигентная и тонко чувствующая Елена Михайловна, вы сами говорили, что за каждое сказанное слово нужно нести ответ перед миром. Таня себе приговор вынесла сама, вы его себе, не сомневаюсь, тоже вынесете. Добро пожаловать в реальный мир, мальчик, который на себе осознал, что каждое слово и действие действительно имеет свои последствия. Добро пожаловать в реальный мир, 9-й «Б» класс.

Проблематики, затронутой в фильме, столько, что это даже описать сложно.

1) Профессиональный спорт, калечащий тела и души, а в особенности немудрые наставники от этого спорта.

2) Классический любовный треугольник «две женщины-один мужчина». Две абсолютно разные женщины, по характеру, социальному положению, воспитанию, возрасту и поведению. Общее у них только одно: «Если я почувствую, что нужно взорвать школу — я ее взорву». Обе они на это оказались вполне способны.

3) Проблемы педагогики и воспитания подрастающего поколения. В более широком смысле — проблема «отцов и детей». Туда же — проблема обезличивания человека до уровня «особь в стаде».

4) Страна в эпоху перемен. На одежде Тани весьма навязчиво нам показывали сначала надпись «СССР», а потом надпись «Перестройка». Таня очень хотела быть личностью, но ее низвели (или возвысили?) до уровня символа. А еще в фильме звучит, наверное, лозунг перестройки — «ну что за демократия без согласования с руководством?»

5) Предательство. Извечное человеческое предательство Тани самым преданным ее клевретом. В фильме это показано настолько сильно, что на ум даже приходят Иуда и Каин.

И это еще далеко не все затронутые в фильме темы.

Ощущения от просмотра смешанные. Восхищение и негодование, преклонение и снисходительная улыбка. Нет у меня, пожалуй, только одного — сочувствия. Каждый герой получил то, что заслужил. Нет здесь плохих и хороших. Впрочем, нет и хороших, которых поломала жестокая система. В перестройку, да и во все времена, выживали только сильные, а еще умные и удачливые. Поддался эмоциям, проявил слабость — никто не виноват, кроме тебя. Не «плохой» спорт и непрочитанные добрые книжки довели изначально добрую справедливую девочку Таню до потрясающей финальной сцены самоуничтожения. Не множество добрых книжек и педагогический университет (к слову, умеющий очень неплохо ломать людей — знаю по опыту) довели изначально искреннюю и мечтательную Елену Михайловну до сцены катарсиса. Но что их довело до этого — каждый решает сам. Как говорится, «кто виноват и что делать».

Разве что они обе плохо знали законы человеческого общества. Одна — в силу возраста и частичной изолированности от мира, другая — в силу мечтательности и веры в лучшее в людях. Никакого сочувствия, никаких обвинений. Все логично, все закономерно.

Что касаемо самого фильма — смотрится легко. Актеры просто на высоте, за звуковое и музыкальное сопровождение — отдельный поклон создателям. Смотреть однозначно стоит. Фильм не развлекательный, но каждый из него вынесет что-то свое.

10 из 10
.