Лиха беда начало


В городе открывается новый современный комсомольско-молодежный магазин «Дом обуви». По путевке горкома комсомола работать в нем направляются выпускники средней школы во главе с их лидером, комсоргом Тамарой Березиной.

В повседневной работе большого магазина перед ребятами раскрывается все многообразие проблем и недостатков существующих в современной сфере обслуживания. С одним из таких недостатков Тамара с ребятами мириться не собираются и вступают в непримиримую борьбу.

А выражается он в том, что находящаяся в городе обувная фабрика, в погоне за выполнением и перевыполнением плана, заваливает их магазин некондиционным товаром. Подключив прессу в лице молодого журналиста, ребята пытаются разрушить существующий порядок вещей.. На дворе — 1985 год. Планы экономических реформ, разрабатываемые по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова ещё в 1983-84 годах, начинают претворяться в жизнь. Перестройка на бумаге началась. А в жизни? Многие из нас хорошо помнят эти годы: производства работали, планы выполнялись, премии за перевыполнение выдавали, а простые люди не желали покупать то, что следовало бы везти не на прилавки, а на помойку.

Писать об этом сейчас неприятно, потому что в то время искренне верилось во все эти благие начинания. Портрет М. С. Горбачёва весь период обучения в ТПИ провисел над столом, а в год окончания института — «подарок» в виде развала СССР. Даже сейчас, спустя столько лет, всё показанное не оставляет равнодушным: ведь искренне верили в то, что делали. Поэтому главную героиню — Тамару Березину (Марина Федина) — воспринимаю исключительно с положительный стороны.

Понятно, что лбом стену не прошибёшь, но об этом тогда почему-то не думали. Думали — трудности временные — прорвёмся. Не прорвались… Владимир Кириллович Лаптев, двумя годами ранее снявший прекрасный фильм о строителях БАМа «Впереди океан», вновь обратился к «поколению романтиков». Сейчас сюжет выглядит несколько наивно, оправдывая фразу директора обувной фабрики: «Дело-то — большое, но человек — маленький».

Человек вовсе не маленький. Таким его делает система, если только сам человек прогибается под эту систему. Тамара не прогнулась. Пошла до конца. И выиграла. Правда, выиграла всего лишь в рамках одного художественного фильма. Но и это не мало, если вспомнить финальные слова персонажа Александра Демьяненко:


Не назовут. Потому что — не за что…
.